А «КамАЗы» могли быть другими: невыдуманная история одного конструктора

А «КамАЗы» могли быть другими: невыдуманная история одного конструктора

О том, какими могли бы быть отечественные «КамАЗы», поведал Сергей Екимов, в свое время работавший начальником бюро художественного конструирования УГК «КамАЗ».

А «КамАЗы» могли быть другими: невыдуманная история одного конструктора

«Почти тайная экспедиция «МАЗовского десанта» на «КамАЗ»

Из его рассказа следует, что в далеком 1976-м на прессово-рамном заводе группе молодых конструкторов было выделено небольшое помещение для макетирования кабин. Там, как пишет Сергей Екимов, создавались первые масштабные и натурные макеты и модели перспективных и серийных «КамАЗов». Пробовались и предлагались в виде эскизов и набросков для обсуждения внутри бюро самые, казалось бы, фантастические проекты грузовиков. Посетившие мастерскую конструкторы Минского автозавода были удивлены работами коллег, которые были вывешены на кульмане. Белорусские коллеги много расспрашивали про екимовские эскизы перспективных «магистральников» в виде модульных контейнеров, кабин и моторных тележек.

А где-то через год или полтора, как пишет «камазовский» инженер, эти идеи нашли свое воплощение в макете, который построили на Минском автозаводе…

Вот, что сообщает Виктор Сиволобов в статье «МАЗ-2000 «Перестройка»: о легенде из первых уст», датированной 2014 годом: «В 1978 году я попытался сделать масштабный макет, у которого кабина крепилась прямо к полуприцепу, а тот, в свою оче¬редь, через седельно-сцепное устройство соединялся с распо¬ложенным под ними двухосным шасси — оно было похоже на шасси обычного седельного тя¬гача, но естественно, без каби¬ны. Так зарождалась идея: масштабный макет 1978 года с креплением кабины к полуприцепу, который, в свою очередь, через седельно-сцепное устройство соединялся с расположенным под ними двухосным шасси».

«Пульт-кресло»

Под самый занавес «перестроечного» 1985-го, как пишет Сергей Екимов, «камазовцы» презентовали «натурный макет глубокой модернизации кабины грузовика». А пару месяцев спустя конструктор лично  подготовил доклад под названием «Тактика и стратегия». «В разделе «Тактика» была предложена дизайн-концепция семейства тяжелых грузовиков с хребтовой рамой и унифицированной подвеской (по типу Tatra) и оригинальной цилиндрической кабиной, — повествует г-н Екимов. — На неё, кстати, в 1983 году даже был получен патент на изобретение».

Инженер предложил 2 варианта шасси: с полным и задним приводом. Откровением стала идея создания рабочего места водителя в виде своеобразного «эргономического робота», который получил название «Пульт- кресло». На изобретение вскоре даже был получен патент. Екимов неожиданно для всех предложил ввести, наравне с существующим Коэффициентом Снаряженной Массы (КСМ), понятие «Коэффициента Рациональности Компоновки» (КРК). Он показывал отношение объема для груза к общему объему автомобиля или автопоезда.

Наряду с этим конструктор представил компоновку переднеприводного модульного автомобиля с продольным и поперечным размещением силового агрегата. «Испытания моделей в аэротрубе КАИ показали исключительные характеристики цилиндрических в плане кабин с центральным расположением водителя. Такие концепты появились у DAF , MAN и Isuzu только в 2002-2004 годах», — не без гордости сообщает Сергей Екимов.

Подготовить-то подготовили…

К весне 1986 года был подготовлен доклад для Научно-технического совета МАП по перспективе «КамАЗ». Его основу составил демонстрационный эскиз и ряд других материалов. Если кратко, то «предпочтение отдавалось прицепным автопоездам, создаваемым на основе 2-осных автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тонн». По словам Екимова, универсальность и грузовместимость таких автопоездов выигрывала относительно седельных: «Они могли быстро превращаться в одиночные автомобили в системе «плечевых» и «сборных» перевозок. Для этого предполагалось создать ряд унифицированных элементов, таких как грузоносители, кабины управления, моторные, опорные и рекуперативные тележки». По итогам доклада Научно-технический совет МАП вынес решение: «КамАЗу» продолжить работу над концепцией модульных автомобилей и автопоездов». Эту концепцию Камский автозавод продемонстрировал в ноябре 1989 года на Всесоюзной выставке-конференции «Футуродизайн-89» и даже получил диплом с премией.

Для этой конференции Екимов со товарищи подготовили масштабный макет модульных автомобилей. Наряду с дизайном, подробно были проработаны основные конструктивные идеи модульных звеньев (короткая сцепка, механизмы соединения тележек между собой и направляющие соединительно-натяжные диски для автономной сцепки модульных звеньев). Сергей Екимов полагал, что проект готов для его реализации в опытном макетном образце и неоднократно обращался к руководству с просьбой открыть тему. Вот только конкретного решения по данному вопросу так и не было принято.

В середине 1990 года Сергей Екимов и ряд других талантливых конструкторов покинули «КамАЗ», посчитав, что смогут реализовать свои творческие замыслы и накопленный опыт в другом месте. А его идея «модульных автомобилей», как он пишет, «дала мощный импульс в работе МАЗа над своим проектом. Невольно вспоминается почти тайная экспедиция «МАЗовского десанта» на «КамАЗ» в 1976-м».

«Модульная концепция», — пишет автор-инженер, — идеально вписывается в современную тенденцию и вектор «электрификации» и «Беспилотности» в автотранспорте и, в частности, в магистральных перевозках. Подтверждением тому —  разработки многих зарубежных производителей, а также российские образцы типа «Челнок» («КамАЗ»), презентованного в 2019 году. Уж очень он похож на основной модуль 1986 года. Нетрудно предположить, что если бы «КамАЗу» удалось в 1988-м или 1990 году воплотить в жизнь этот проект, то «Челноки» и «Многозвенники» могли бы увидеть свет гораздо раньше».

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора
А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

А КамАЗы могли быть другими невыдуманная история одного конструктора

Фото: С. Екимов

Фото: С. Екимов

Фото: С. Екимов