А так ли уж нужен днем ближний свет фар?

А так ли уж нужен днем ближний свет фар?

Предупреждение или штраф 500 рублей

В ней говорится, что «нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей». Это значит, что на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены световые приборы (дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары). Причем независимо от времени суток и условий видимости. Не включил свет, нарвался на ГИБДД – заплати.

А так ли уж нужен днем ближний свет фар?

В настоящее время подавляющее большинство автомобилей, сходящих с конвейеров, оборудуются системой автоматического включения фар. Но на дорогах еще полно моделей, у которых ДХО отсутствуют, а ближний свет приходится включать вручную. Самая что не есть житейская ситуация: пришел утром хозяин машины, забыл активировать фары и поехал себе на работу, весь в суетных мыслях о хлебе насущном. При этом свой косяк человек если и заметит, то далеко не сразу, поскольку в дневное время суток отсутствие света из салона автомобиля увидеть непросто.

За и против

Со светом в дневное время Россия ездила не всегда. Сколько копий было сломано 15 лет назад, когда Ространснадзор вышел с этой инициативой. Тогдашний руководитель Ространснадзора Александр Нерадько заявил: если все водители будут ездить с ближним светом фар не только ночью, но и днем, то количество ДТП сократится. Особенно наездов на пешеходов (в начале нулевых более 43% всех ДТП были связаны именно с наездами на человека).

Принято считать, что автомобиль с включенным ближним светом фар становится более заметным на дороге. «Такие машины лучше видно, особенно на трассе, — рассказал 110KM.RU Георгий Вихров, независимый автоэксперт, в прошлом владелец автосервиса. – Еще до того, как в стране ввели это обязательное положение, я на своем автомобиле всегда использовал ближний свет в дневное время суток. Считаю эту меру абсолютно верной, и отдельное спасибо скандинавам, которые и стали инициаторами идеи». 

Однако есть аргументы и у противников повсеместного включения днем ближнего света фар. Например, при постоянно горящем ближнем свете увеличиваются затраты на производство лампочек, возрастает потребление топлива и т. д. Но все же это лишь экономические минусы, которые можно не рассматривать всерьез (затраты на дополнительное топливо при включении ближнего света минимальны по сравнению со спасенными человеческими жизнями).

Привыкаешь, однако…

Гораздо интереснее узнать, а действительно ли включение ближнего света повышает безопасность. Например, специалисты из Дании очень внимательно изучали этот вопрос после того, как в стране в 1990 году был введен обязательный ближний свет фар в дневное время. Первое исследование, проведенное в 1993-м, показало, что после включения всеми водителями ближнего света фар, количество серьезных ДТП сократилось сразу на 125 ед., что для маленькой Дании неплохой результат. Есть статистика и по ряду других стран ЕС: число аварий может сократиться на 10-15%.

Однако проведенное в конце 90-х годов второе исследование дало неожиданный результат. Выяснилось, что эффект от включения ближнего света оказался не таким уж и большим. Действительно, сразу после введения правила о круглосуточном включении ближнего света аварий стало меньше. Причем, наибольшее сокращение ДТП было отмечено в ситуациях, когда один водитель поворачивает налево, а другой едет ему навстречу. Также после включения фар стало заметно меньше аварий с участием велосипедистов, которые стали лучше видеть на дороге автомобили. Увы, но уже к концу 1990-х годов положительный эффект от введения ближнего света фар в Дании стал постепенно уменьшаться, так как водители привыкли к этому нововведению.

Были и отрицательные моменты. Например, водители стали меньше замечать на дороге мотоциклистов, которые всегда ездили с включенным ближним светом. То есть произошел эффект, когда такое опасное и достаточно уязвимое средство передвижения как мотоцикл перестал выделяться на дороге, и водители уже не обращали на него внимания. Кроме того, были случаи, когда водители на дороге переставали замечать автомобили с выключенными днем фарами.

Впрочем, почему были? Приверженцы такой позиции встречаются и сегодня, лично знаю. Если бы на их автомобиле ДХО не стояли с завода, они вряд ли бы включали свет вручную. Это по их же словам. Верная такая точка зрения? Вряд ли. ПДД, как известно, пишутся кровью. Мы уже добрые 15 лет ездим со светом круглые сутки и не замечаем этого, будто бы так и должно быть. А если у вас старенькая «Лада» или дешевенькая иномарка, ДХО можно установить самостоятельно. Комплект огней стоит от 1500 рублей, установка «под ключ» (монтаж + материал) – от 5000 рублей.

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: yourmechanic.com

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: yourmechanic.com

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: yourmechanic.com

А так ли уж нужен днем ближний свет фар
А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: Infiniti

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: Mazda

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: driving-tests.org

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: BMW

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: BMW

А так ли уж нужен днем ближний свет фар

Фото: mercedes benz

Фото: Infiniti

Фото: Mazda