«Народный» 92-ой бензин скоро исчезнет с российский заправок, уверен технический эксперт Юрий Антипов. В качестве примера он привел опыт европейский и развитых азиатских стран, где найти такой бензин – задача не из простых. Более того, ведущим корейским и китайским автопроизводителям приходится вносить изменения в моторы своих автомобилей, чтобы они могли переваривать АИ-92 и сохранять конкурентоспособность на российском рынке.
Высокооктановый бензин (АИ-95, АИ-98) благодаря специальным добавкам обладает большей устойчивостью к детонации в моторе, по сравнению с АИ-92. Сейчас все автопроизводители стремятся к тому, чтобы их автомобили соответствовали строгим экологическим стандартам. Добиться этого можно, снижая расход топлива за счет увеличения степени сжатия топлива в двигателе и турбонаддува. Чем сильнее сжатие топливной смеси, тем экономичнее двигатель, но тем выше и вероятность детонации. Поэтому в современные автомобили лучше не заливать 95-ый бензин.
Как пояснил Юрий Антипов в интервью журналистам портала «НьюИнформ», при плавном сгорании скорость сжигания топлива составляет около 40 м/с. Детонация – это взрывной процесс, когда скорость распространения фронта сжигания топлива в цилиндре достигает 1,2 км/с. Соответственно, возникает сильная ударная волна, которая разрушает двигатель.
Раньше в отечественных и зарубежных двигателях использовались менее совершенные технологии, поэтому и потенциально возможная степень сжатия у них ниже, что дает возможность использовать бензин с низким октановым числом. В российском автопарке остается еще много старых автомобилей с невысокой степенью сжатия, поэтому риск детонации 92-го бензина у них сведен к минимуму. Со временем парк автомобилей будет обновляться, пишут «Автоновости дня», потребность в низкооктановом бензине сведется к минимуму, и АЗС перестанут закупать АИ-92.
Сейчас бензин АИ-80 еще официально не выведен из обращения, но найти торгующие им заправки тяжело. Например, в Петербурге мы насчитали не более десяти АЗС, на которых сейчас можно заправиться 80-м бензином. Опасаться внезапного исчезновения с заправок АИ-92 вряд ли стоит. Российский автопарк постепенно стареет, и на его полное обновление уйдут десятилетия.
А пока нас ждет очередное повышение акцизов на топливо. После Нового года их проиндексируют на 4%. Новые ставки акцизов утвердили еще в октябре 2020 года. С 1 января 2021-го акциз на бензин ниже 5 класса вырастет до 13 624 рублей за тонну, для бензина 5 класса – до 13 262 рублей за тонну, для дизельного топлива – до 9 188 за тонну. Средства, вырученные от сбора топливных акцизов, обещают направить на дорожное строительство.