Без льготных кредитов. Что будет с авторынком России?

Без льготных кредитов. Что будет с авторынком России?
Начало весны многие российские автодилеры ждут с опаской. Две программы льготного автокредитования — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» — могут завершиться. Таким образом, игроки рынка лишатся действенного инструмента поддержания спроса.

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

Без льготных кредитов Что будет с авторынком России

 

«Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»

Эти программы льготного автокредитования начали действовать в России еще в 2015 году. За 4 года они доказали свою значимость в сегменте бюджетных автомобилей. В минувшем году в рамках этих программ было продано около 113,3 тыс. машин. В частности, по программе «Семейный автомобиль» россияне купили 61,3 тыс. легковушек. Еще 52 тыс. авто были реализованы по программе «Первый автомобиль».

Чтобы стать участником государственной программы, необходимо приобрести машину, произведенную на территории России. Скидка предоставляется в размере 10% от стоимости автомобиля. Кроме того, предлагается сниженная процентная ставка по кредиту. Кредит на машину со скидкой могут получить граждане РФ, имеющие двух или более несовершеннолетних детей, или оформляющие машину в собственность впервые.

Однако в этом году Минпромторг возобновил программы на прежних условиях. По акциям «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» доступны машины стоимостью не более 1 млн рублей. Таким образом, на данный момент государственная поддержка в основном направлена на автомобили «АвтоВАЗа».

Да и бюджет льготного автокредитования на текущий год составил только 5 млрд рублей. По данным Минпромторга, такая сумма простимулирует продажу порядка лишь 50 тыс. машин.

Пресс-служба Ассоциации Российские автодилеры (РОАД) «
В этом году мы наблюдаем картину аналогичную прошлому и последним годам — выделенные правительством средства заканчиваются в начале весны. Это говорит о том, что программы пользуются активным спросом, но начальный объем их недостаточен, чтобы закрыть потребность населения. Сейчас идет обсуждение о дополнительных средствах для госпрограмм, будем надеяться их хватит хотя бы до конца полугодия.
»

Пресс-служба Ассоциации Российские автодилеры (РОАД)

Что поддержит авторынок России

Сегодня автосалоны зарабатывают далеко не на продажах. Более того, зачастую им приходится реализовывать товар в минус. Зарабатывать дилерам позволяют продажи финансовых услуг, услуг послепродажного обслуживания, реализация авто с пробегом. Также в текущих реалиях существенную роль в финансовом результате дилера играет его эффективность, в том числе, в отношении оптимизации постоянных и переменных расходов. Однако общая негативная ситуация на авторынке России, конечно же, бьет по благосостоянию автосалонов.

В текущих условиях, в которых находится российский авторитейл, эффективное стимулирование спроса только лишь за счет дилеров невозможно. Существенную роль играют импортеры брендов, представленных на российском рынке. Их возможности несравнимо больше дилерских, но и они упираются в факторы реальных финансовых возможностей населения. Поэтому роль государства в вопросе стимулирования спроса на российском авторынке является одной из важнейших.

Авакян Константин, заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» «
С нашей точки зрения, самыми эффективными являются меры по обновлению парка (скидка при трейд-ин /утилизации), а также льготные программы кредитования (субсидирование части процентной ставки). В текущих условиях отсутствия роста доходов населения, высоких темпов инфляции, а также увеличения возраста автопарка в России, эти меры будут наиболее эффективны.
»

Авакян Константин, заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»

Действительно, спасти ситуацию по поддержанию спроса может снижение стоимости кредитных продуктов для конечного потребителя: надо полагать, что в ближайшей перспективе банки отреагируют на очередное снижение ключевой ставки Банка России, произошедшее 10 февраля.

В РОАД уже неоднократно указывали на то, что в первую очередь поддержку необходимо направить на увеличение пользовательского спроса — расширение программ льготного автокредитования и возвращение программы утилизации. Ведь за увеличением продаж будет и увеличение производства, а не наоборот.

Что будет с рынком в ближайшем будущем?

По итогам первого квартала дилеры прогнозируют сокращение потребительского спроса на 2-3%, несмотря на фактический прирост продаж в январе 2020 по отношению к январю 2019. Положительная динамика первого месяца на 1,8% была обусловлена реализацией складов автомобилей 2019 года выпуска, которых не затронуло подорожание вследствие увеличения утилизационного сбора с 1 января 2020 года. Поскольку таких автомобилей, по результатам январских продаж, осталось крайне мало, скорее всего, в феврале и марте вновь будет падение авторынка.

Прогноз РОАД тоже не оптимистичный. Несмотря на позитивный всплеск в январе, не стоит ожидать роста рынка в целом по кварталу. Организация полагает, что по итогам 2020 года авторынок России упадет вообще на 8%.

На продажи новых авто будут оказывать влияние не только трудная экономическая обстановка в России и увеличение утильсбора, но и валютные колебания. Они обуславливают динамику изменения цен на новые машины. Также до конца непонятен эффект от ситуации с коронавирусом в Китае. Карантин, вызванный вирусом, заставляет производства в Поднебесной останавливаться. Это приводит к локальной нехватке и удорожанию комплектующих. Наконец, последний важный фактор – это экспансия такси и каршеринга, модель потребления меняется в сторону отказа от личного автотранспорта.