Уходящий 2020 год выдался непростым для всех. Пандемия, карантин, самоизоляция – эти слова хорошо знакомы людям по всему миру. Весной автосалоны были закрыты, машины продавались только онлайн, некоторые автопроизводители не спешили возобновлять производство из-за затоваренных складов. Но уже осенью ситуацию радикально изменилась. Покупатели столкнулись с отсутствием у дилеров автомобилей в нужной комплектации. Одни говорят, что сработал отложенный спрос, другие – что дилеры пытаются в конце года наверстать упущенную весной прибыль, «впаривая» на волне ажиотажа автомобили с накрученными допами. Ведь не секрет, что основную прибыль салон зарабатывает на дополнительном оборудовании и услугах.
Объективно осенью спрос на новые автомобили серьезно увеличился. В ноябре продажи к показателям 2019 года выросли на 5,9%, и такая ситуация наблюдается уже пятый месяц подряд. Так, продажи Lada подскочили в ноябре на 22%, и это без учета объемов вернувшегося в «семью» внедорожника Niva. Если говорить о конкретных моделях, то минувшем месяце продажи Renault Logan выросли на 38%, Lada Vesta – на 35%. Kia Rio и Hyundai Solаris прибавили по 29%, а Volkswagen Polo и Toyota RAV4 – по 24%. Вполне закономерно, что по некоторым востребованным моделям и комплектациям с учетом такого взрывного спроса может наблюдаться дефицит. Но и автопроизводители наращивают темпы. Например, АвтоВАЗ с конца августа ввел рабочие субботы.
С другой стороны, клиенты жалуются на тотальный дефицит – у дилеров нет в наличии как автомобилей, собираемых в России, так и поставляемых к нам с зарубежных заводов. Интересно, что наши соотечественники, живущие за рубежом, ничего похожего не наблюдают. В Канаде и США дилеры заманивают покупателей нулевыми кредитами или подарками в виде доп.оборудования. Аналогичная ситуация в странах Западной Европы – нулевой кредит и подарочный ваучер на 500 – 1 000 евро. Машины в наличии есть, подождать придется максимум неделю.
Можно предположить, что дефицит машин в России все-таки есть, но он не носит глобальный характер. Некоторые дилеры умело манипулируют нервозностью клиентов и дополнительно подогревают «дефицитом» спрос. Покупатели спешат накануне новогоднего подорожаниям и неопределенности с карантином вложить последние деньги в покупку автомобиля, лишь бы он был в наличии. Дилеры, стремясь заработать и хотя бы отчасти компенсировать весенние убытки, предлагают машины только в максимальной комплектации, со всеми возможными и невозможными опциями. Например, на pikabu можно встретить жалобы, что дилер продает новый Kia Mohave не за 3,5 млн, а за 4,5 млн рублей с допами. Другой пользователь рассказал, как на недешевый Lexus LX570 дилер в Уфе зарядил допов на 900 тысяч рублей, а в Самаре на аналогичный автомобиль – «всего» на 200 тысяч. Многое зависит от жадности конкретного дилера. Одни остаются в рамках разумного, добавляя допов «только» на несколько тысяч рублей, другие не стесняются накручивать до 20% стоимости автомобиля.