Как могут выглядеть последствия пандемии коронавируса для российской шинной индустрии

Как могут выглядеть последствия пандемии коронавируса для российской шинной индустрии
По причине ограничений, введенных в России 30 марта текущего года, шинная отрасль, имеющая ярко выраженную сезонность, терпит огромные убытки уже сегодня.

Как могут выглядеть последствия пандемии коронавируса для российской шинной индустрии

Фото из открытых источников

Отечественный шинный рынок является ёмким даже по сравнению со странами, имеющими более высокую степень автомобилизации населения — сказывается средний возраст парка, а также необходимость сезонной смены шин. Ежегодно в стране реализуется более 50 млн шин, при этом больше половины из этого объёма локализовано и производится внутри РФ.

Данная отрасль является социально значимой: в производстве шин на территории нашей страны занято около 250 тыс. человек, а в сопутствующих видах деятельности (реализация, обслуживание) – до 1 млн человек. После падения в 2014 году, вплоть до 2019-го, продажи легковых и ЦМК-грузовых шин демонстрировали положительную динамику. При этом прошлый год стал переломным для многих компаний: из-за аномально тёплой зимы во многих регионах на территории России спрос на все типы зимних шин существенно снизился. Таким образом, показав отрицательную динамику, отрасль в целом подошла к началу летнего сезона 2020-го с весомыми складскими запасами в ожидании реализации отложенного спроса.

В озвученный Правительством РФ в начале апреля Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости автомобильные шины не вошли. Несмотря на то, что Минпромторг в письме МА-23019/20 от 2 апреля 2020 года рекомендовал властям регионов включить шины в данный перечень, во многих федеральных округах до сих пор закрытой как звено реализации и посты шиномонтажа, так и большая часть производственных мощностей.

Так, например, сотрудники АО «Кордиант», занятые в производстве легковых шин, до сих пор находятся в режиме самоизоляции, при этом работает высокоавтоматизированное производство ЦМК-шин, которое снабжает логистические компании и частных перевозчиков грузовыми шинами для снижения риска срыва поставок товаров первой необходимости.

Как могут выглядеть последствия пандемии коронавируса для российской шинной индустрии

Несмотря на вынужденный простой как производственного, так и реализующего звена, на 2020 год по-прежнему запланирован запуск программы маркировки шинной продукции, внедрение которой невозможно без перевода всех участников рынка на системы электронного документооборота. Большинство компаний из оптово-розничного звена не было готово к этому и в рамках плановой работы, а если учесть пандемию коронавируса, это ставит под удар поставки шин в том числе логистическим компаниям, которые доставляют товары первой необходимости. В данной ситуации было бы логично перенести запуск проекта на 2021 год.

4-процентный прирост авторынка РФ в марте отыгрывает не улучшение экономической ситуации, а повышение курсов валют и, как следствие, реализацию опасений потребителей о том, что автомобили вскоре существенно подорожают. И по предварительному прогнозу шинников, продажи легковых шин в России в 2020 году могут снизиться на 22%. При этом речь идёт лишь об оптовом звене: потери розницы, вкупе со снижением количества первичных продаж автомобилей, может потерять еще больше. Рынок грузовых ЦМК-шин вместе с сегментом грузоперевозок может потерять около 14%.

Последствия выглядят следующим образом:

— Некоторые компании не смогут поддерживать прежнюю социальную политику на рынке, где работает более миллиона сотрудников;
— На дорогах появятся автомобили с изношенными шинами либо с шинами несоответствующего сезона, что приведет к снижению безопасности и повышенному износу дорожного полотна;
— Возможен срыв поставок товаров первой необходимости логистическими компаниями и ритейлерами из-за проблем в регионах с подготовкой к введению обязательной маркировки шинной продукции;
— Большое количество небольших компаний, которые занимаются розничными продажами шин, не смогут оперативно подготовится к работе с маркировкой шин и ЭДО и, как следствие, либо понесут дополнительные крупные убытки, либо, учитывая текущую ситуацию, просто прекратят свою деятельность.

Изменить текущее положение дел в отрасли может государственная поддержка, причем, направленная не только на малый и средний бизнес, но и на крупные производственные компании.

Подписывайтесь на наш канал в Как могут выглядеть последствия пандемии коронавируса для российской шинной индустрии«Яндекс.Дзен»: больше интересных новостей каждый день.