Фото из открытых источников
Отечественный шинный рынок является ёмким даже по сравнению со странами, имеющими более высокую степень автомобилизации населения — сказывается средний возраст парка, а также необходимость сезонной смены шин. Ежегодно в стране реализуется более 50 млн шин, при этом больше половины из этого объёма локализовано и производится внутри РФ.
Данная отрасль является социально значимой: в производстве шин на территории нашей страны занято около 250 тыс. человек, а в сопутствующих видах деятельности (реализация, обслуживание) – до 1 млн человек. После падения в 2014 году, вплоть до 2019-го, продажи легковых и ЦМК-грузовых шин демонстрировали положительную динамику. При этом прошлый год стал переломным для многих компаний: из-за аномально тёплой зимы во многих регионах на территории России спрос на все типы зимних шин существенно снизился. Таким образом, показав отрицательную динамику, отрасль в целом подошла к началу летнего сезона 2020-го с весомыми складскими запасами в ожидании реализации отложенного спроса.
В озвученный Правительством РФ в начале апреля Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости автомобильные шины не вошли. Несмотря на то, что Минпромторг в письме МА-23019/20 от 2 апреля 2020 года рекомендовал властям регионов включить шины в данный перечень, во многих федеральных округах до сих пор закрытой как звено реализации и посты шиномонтажа, так и большая часть производственных мощностей.
Так, например, сотрудники АО «Кордиант», занятые в производстве легковых шин, до сих пор находятся в режиме самоизоляции, при этом работает высокоавтоматизированное производство ЦМК-шин, которое снабжает логистические компании и частных перевозчиков грузовыми шинами для снижения риска срыва поставок товаров первой необходимости.
Несмотря на вынужденный простой как производственного, так и реализующего звена, на 2020 год по-прежнему запланирован запуск программы маркировки шинной продукции, внедрение которой невозможно без перевода всех участников рынка на системы электронного документооборота. Большинство компаний из оптово-розничного звена не было готово к этому и в рамках плановой работы, а если учесть пандемию коронавируса, это ставит под удар поставки шин в том числе логистическим компаниям, которые доставляют товары первой необходимости. В данной ситуации было бы логично перенести запуск проекта на 2021 год.
4-процентный прирост авторынка РФ в марте отыгрывает не улучшение экономической ситуации, а повышение курсов валют и, как следствие, реализацию опасений потребителей о том, что автомобили вскоре существенно подорожают. И по предварительному прогнозу шинников, продажи легковых шин в России в 2020 году могут снизиться на 22%. При этом речь идёт лишь об оптовом звене: потери розницы, вкупе со снижением количества первичных продаж автомобилей, может потерять еще больше. Рынок грузовых ЦМК-шин вместе с сегментом грузоперевозок может потерять около 14%.
Последствия выглядят следующим образом:
— Некоторые компании не смогут поддерживать прежнюю социальную политику на рынке, где работает более миллиона сотрудников;
— На дорогах появятся автомобили с изношенными шинами либо с шинами несоответствующего сезона, что приведет к снижению безопасности и повышенному износу дорожного полотна;
— Возможен срыв поставок товаров первой необходимости логистическими компаниями и ритейлерами из-за проблем в регионах с подготовкой к введению обязательной маркировки шинной продукции;
— Большое количество небольших компаний, которые занимаются розничными продажами шин, не смогут оперативно подготовится к работе с маркировкой шин и ЭДО и, как следствие, либо понесут дополнительные крупные убытки, либо, учитывая текущую ситуацию, просто прекратят свою деятельность.
Изменить текущее положение дел в отрасли может государственная поддержка, причем, направленная не только на малый и средний бизнес, но и на крупные производственные компании.