Как научиться водить на механике?


Как научиться водить на механике?
Автомобиль на механическом управлении – классическая престижная вещь, показатель водительского мастерства. Да, сейчас этот вид управления уходит на второй план, но умея водить автомобиль на механической коробке, даёт вам целый ряд преимуществ: к примеру, освоив механику, вы сможете водить буквально любой автомобиль.

Содержание

Как водить машину на механике с нуля
Советы для начинающих водителей
Особенности механической коробки передач
Предназначение передач и педалей в машине с МКПП
Варианты расположения скоростей
Как трогаться
Как трогаться на эстакаде
Правильное переключение передач на повышенную и пониженную
Как тормозить двигателем и ручником
Чего нельзя делать с МКПП
Паркуем машину
Движение в гору
Как двигаться задним ходом

Несмотря на уверения многих, о сложности вождения на механике, здесь всё не так страшно. Главное, начать с правильным настроем и стать с машиной «одним целым».

Как водить машину на механике с нуля

Обучение вождению на механике можно начинать с нуля. И это вполне реально, стоит только отбросить негативные мысли и настроиться на дружбу с автомобилем. Здесь это особо важно, ведь МКПП предусматривает полную власть над машиной.  Впервые садясь за руль, выбирайте механическую трансмиссию, потому что переучиваться с автомата будет достаточно сложно – это всё равно что всю жизнь писать правой рукой, и тут вдруг решить перейти на левую.

Советы для начинающих водителей

Будьте готовы к тому, что тронуться с первого раза может не получиться. Не отчаивайтесь. У кого-то это получается с 10-го, и с 15-го раза, зато в дальнейшем они становятся прекрасными водителями.

Залог успешного вождения на механике – умение чувствовать автомобиль. Для того, чтобы быстрее слиться с машиной, откройте окно – тогда вы будете лучше слышать звук мотора и его характерные «рыки» при переключении скоростей.

Также немаловажно иметь уравновешенный характер. Будьте плавными в обращении с машиной, избегайте резких движений, но при этом имейте хорошую скорость реакции.

Ну и конечно, собираясь на первый урок, познакомьтесь с устройством автомобиля, принципом работы механической коробки передач, расположением педалей. Так вам легче будет ориентироваться. Перечисленные пункты описаны в данной статье.

Особенности механической коробки передач

В механической коробке передач полностью отсутствуют какие-либо электрические механизмы. Это передаёт управление автомобилем исключительно в ваши руки. Вы сами выбираете подходящую скорость в зависимости от условий езды, дороги.

Большим преимуществом МКПП является её надежность и низкая цена расходных материалов, в отличие от автомата. В труднопроходимых местах механика тоже выигрывает, потому что тяга на низких скоростях у такого автомобиля больше. К тому же вы сами, чувствуя проходимость машины, регулируете силу нажатия на педаль газа.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Традиционно в коробке передач пять скоростей переднего хода и ещё одну, шестую – заднего хода (пятиступенчатая коробка передач). Но бывают автомобили с четырьмя (четырехступенчатая) или с шестью передачами переднего хода (шестиступенчатая). Такие можно встретить на Skoda Superb, Toyota Corolla, Kia Rio 2016. Также, шестиступенчатую коробку устанавливают на автомобили бизнес- и премиум-класса. Её явным преимуществом является более низкий расход топлива на трассе. К примеру, на пятиступенчатой коробке, при скорости 140 км/ч обороты двигателя приближаются к максимальным. В то время как на шестиступенчатой, при такой же скорости, они варьируют в средних значениях. Очевидно, что во втором случае расход топлива гораздо ниже.

Как научиться водить на механике? 

Но для начала необходимо ознакомиться с педалями. На МКПП их три слева направо:

  • Сцепление. Его выжимают левой ногой. И даже при отсутствии необходимости нажатия на педаль, левая нога всегда должна быть наготове, чтобы сократить время реакции водителя, так как в большинстве случаев непредвиденных ситуациях на дорогах первое, что вы должны сделать – это выжать сцепление.
    Сцепление обеспечивает переключение скоростей. Выжатое сцепление равнозначно нейтральной скорости: разорвана связь между мотором и колёсами.  Важно! Переключать скорости можно только при выжатом до упора сцеплении. Нажимать на педаль нужно быстро, а вот отпускать – плавно, одновременно нажимая на педаль газа. Этот момент необходимо прочувствовать. Мастерство приходит с опытом.
  • Педаль тормоза. Расположена посередине, и нажимать на неё следует правой ногой. Педаль предназначена для остановки автомобиля или экстренного торможения: колодки прижимаются к диску, и включается барабанная система торможения.
  • Педаль газа (акселератора) самая правая, и нажимать на неё нужно тоже правой ногой. Педаль обеспечивает набор скорости: при её нажатии увеличиваются обороты двигателя, подаётся больший объём топлива, и, как следствие, увеличивается скорость движения.

Итак, мы имеем три педали, причём левая нога работает только с крайней левой педалью сцепления, а правая нога с педалями тормоза и газа.

Вернёмся к скоростям. Их, как уже было сказано, пять.

  1. Первую и вторую передачи относят к низким. Первая передача используется на скоростях 0-20 км/ч, вторая – 20-40 км/ч. Первая передача необходима для того, чтобы тронуться с места. С набором оборотов вы почувствуете момент переключения на вторую передачу. Она более динамичная.
  2. Третья передача – средняя. Она предназначена для неспешного движения по городу в общем потоке, соответствует скорости 40-60 км/ч
  3. Четвёртая и пятая передача считаются высокими. На них разрешено ездить по загородным дорогам и на автомагистралях. Четвёртая передача развивает скорость порядка 90 км/ч, а пятая – более 90 км/ч, верхняя граница зависит от характеристик конкретного автомобиля.
  4. После уверенного начала движения педаль сцепления можно опустить совсем и набирать скорость путём нажатия на газ. Следите за тахометром, оптимальные обороты двигателя 2000-3000, для плавного старта
  5. С набором конкретной скорости, обычно это 20 км/ч, вы почувствуете, что автомобилю становится «тяжело», обороты двигателя повышаются более чем на 3000. В этот момент следует отпустить педаль газа и снова выжать сцепление

Варианты расположения скоростей

Машины бывают разные, и скоростные передачи на них тоже расположены по-разному. К примеру, где-то задняя скорость занимает крайнее правое верхнее положение, где-то – крайнее левое верхнее. Рассмотрим разные варианты:

  • Задний ход расположен правее первой передачи. Наиболее часто встречается на отечественных автомобилях. Из очевидных минусов – возможность перепутать задний ход с первой передачей, что создаст аварийную ситуацию.

    Подобная ситуация, но нижнее расположение заднего хода. Обратите внимание, коробка передач шестиступенчатая.

  • Задний ход расположен левее пятой передачи. Расположение более безопасное, так как тут вы уже не тронетесь в неправильном направлении.

Как трогаться?

Как научиться водить на механике?Азы, с которых нужно начинать. Сев в машину, первым делом вы должны настроить её «под себя»: расположение кресла, зеркала заднего вида, руль. Следующий шаг: проверка скорости. Не заводите машину, не удостоверившись, что включена нейтральная скорость. Теперь к основному:

  • Поверните ключ и включите зажигание.
  • Выжмите сцепление левой ногой и переключите скорость на первую (см. расположение на изображениях выше).
  • Правую ногу положите на педаль газа. Левой ногой, плавно(!) начните отпускать сцепление и параллельно с этим так же плавно нажимайте на педаль газа.
  • После уверенного начала движения педаль сцепления можно опустить совсем и набирать скорость путём нажатия на газ. Следите за тахометром, оптимальные обороты двигателя 2000-3000, для плавного старта
  • С набором конкретной скорости, обычно это 20 км/ч, вы почувствуете, что автомобилю становится «тяжело», обороты двигателя повышаются более чем на 3000. В этот момент следует отпустить педаль газа и снова выжать сцепление. Затем переключите скорость на вторую и повторите пункт 3, но с педалью сцепления можно быть менее аккуратным.
  • Такую последовательность нужно повторять при каждой смене передачи. Если вы правильно выбираете момент и разгоняете машину до нужной скорости, переключение будет мягким, без рывков.

Как трогаться на эстакаде

Это то же самое, что трогаться на подъём. Особенность состоит в том, что машина при этом стоит на ручнике или тормозе, и вся сложность – это не скатиться назад.

Итак, машина стоит на ручнике. Одновременно вы выжимаете сцепление и включаете первую передачу. Опускать ручной тормоз начинайте параллельно с отпусканием сцепления и нажатием на педаль газа. Удерживая газ на оборотах 1500-2000 по тахометру, плавно отпускайте сцепление. Когда автомобиль «присядет», отпустите ручной тормоз, оставив ноги в прежнем положении. Машина плавно тронется и поднимется на эстакаду.

Как научиться водить на механике? 

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

Перед переключением передачи убедитесь, что обороты двигателя соответствуют выбранной скорости, иначе автомобиль будет «надрываться». Для этого при переключении передачи на пониженную, отпустите педаль газа и немного притормозите; затем выжав сцепление, переключите скорость и продолжайте газовать. Если переключаетесь на повышенную: наоборот, прибавьте газ, а потом смените скорость.Как научиться водить на механике?

Как тормозить двигателем

Торможение двигателем происходит самопроизвольно, при отпускании педали газа и включенной передаче. Чем ниже включена передача, тем сильнее будет тормозить автомобиль. Но будьте осторожны, злоупотребление данным методом может привести к повышенному износу двигателяКак научиться водить на механике?

Чего нельзя делать с МКПП

  • Не включайте задний ход, если машина не остановилась полностью.
  • Сцепление используйте только для переключения передач. Тормозя с его помощью, вы просто сожжёте механизм.
  • Не переключайте передачи без достижения необходимых оборотов двигателя.
  • Не держите сцепление и включенную скорость на остановке на светофоре. Это тоже приводит к его износу.
  • Не переключайте скорости, не выжав сцепление.
  • Не отпускайте сцепление резким движением.

Паркуем машину

При парковке выбор заднего или переднего хода зависит от ваших предпочтений и опыта. На механике возможно и то, и другое. Из личного опыта, лучше заезжать на парковку задним бампером, чтобы было легче выехать.

Оставлять автомобиль можно или на ручнике или на включенной первой скорости. Совет: в зимнее время лучше использовать второй вариант, потому что если днём было тепло, а ночью захолодало, колодки могли примёрзнуть и просто снять ручник не удастся – придётся каким-то образом подогревать механизм.

Движение в гору

Трогаться в гору нужно так же как и на эстакаду. А вот продолжать движение необходимо на пониженных скоростях: чем больше крутизна, тем ниже скорость. Ведь именно у 1 и 2 передач самая большая тяга, что не позволит машине скатиться назад. Двигаясь в гору, держитесь своей полосы, потому что видимость ограничена, а на спуск может двигаться встречный автомобиль.

Как двигаться задним ходом

Включайте заднюю скорость только после полной остановке автомобиля. Трогайтесь как и на первой передаче: все движения плавные. Но не отпускайте сцепление до конца и не газуйте слишком сильно во избежание аварийных ситуаций. Глядя в зеркала заднего вида или через заднее стекло на дорогу, совершите манёвр, управляя рулём.

Это были азы вождения машины на МКПП. Оно не так сложно, как кажется. Следуйте всем советам, и машина долго прослужит вам верой и правдой.