Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото: tiretechnologyinternational.com
Фото: tiretechnologyinternational.com
Фото: tiretechnologyinternational.com
Фото: tiretechnologyinternational.com
А вы знаете, насколько хуже и опаснее летняя шина тормозит на ледяной поверхности, если ее сравнить с зимней шипованной или, скажем, фрикционной? У компании Nokian Tyres даже есть видео по этому случаю. На нем легковая Tesla S85 делает три поэтапных разгона до скорости всего 40 км/ч и резко оттормаживается.
Пилотный разбег – на «19-х» летних шинах. Чтобы замедлиться и зафиксировать остановку, 2-тонному электрокару потребовалось аж 105 (!) метров. Вторая попытка — зимние нешипованные шины, предназначенные для региона Центральной Европы. Те же разгонные 40 км/ч, педаль в пол – и уже 65-метровый остановочный путь. На нордических «фрикционках» автомобиль проехал до полной остановки 45 метров. И, как нетрудно догадаться, минимальный тормозной путь продемонстрировали шипованные шины – всего 35 метров.
Разница между летними и «когтистыми» зимними шинами оказалась не просто большой, а, в прямом смысле слова, огромной. Что она означает в реальных дорожных условиях, даже представить трудно. За каждым «штрафным» метром – человеческие жизни и разбитая техника. Тьфу-тьфу.
На льду полигона White Hell, что в финском заполярном Ивало, нам дали на практике понять и ощутить пропасть между «летом» и «зимой». Причем, для этого не нужно было скоростной трассы – разница в поведении шин «обнажилась» уже на простецкой по конфигурации «змейке». Все три «соревновательные» шины одного размера — 225/45 R17.
Эх, лето!..
VW Golf с боковой наклейкой Summer Tyre сплоховал уже со старта – на то, чтобы начать динамику и достичь первого оранжевого конуса, расположенного в 5 метрах, понадобилось порядка 10 секунд. 1-я передача – основная, переход на 2-ю практически ничего не дает. Скорость самая что не есть минимальная, сцепление со льдом – почти ноль, в повороты входишь с имитацией вальсирования, притом, что практически не газуешь.
Как только автомобиль попадает на вторую часть слаломного экзамена, ехать становится чуть проще – здесь уже не голый лед, а слегка «припудренный» шероховатым снегом. Но сцепление с летними шинами в любом случае наискромнейшее. Далее попытка разгона на 50-метровом «прямике» и резкий удар по педали тормоза… Машину несет, чтобы ты не предпринимал. Оценка – кол!
Зима в двух вариантах
Заезд с участием «Гольфа», «обутого» в Hakkapeliitta R3, приносит куда большее удовлетворение. Есть неплохой старт, относительно цепкое поведение в виражах, возможность некоего ускорения перед линией торможения, наконец, резкое замедление… Со льдом «фрикционка» если не на короткой ноге, то все же в ладах. А припорошенный участок льда Hakkapeliitta R3 проходит весьма уверенно. Сильная сторона шины – высокий уровень комфорта и низкая шумность. По этим показателям Hakkapeliitta R3 даже превосходит летние многие продукты.
На десерт – шипованная Hakkapeliitta 9. Лед – это ее стихия, для него она и проектировалась. Ошиповка шины оригинальная — это 2 типа шипов. Центральные «когти», вытянутой формы, отвечают за тяговое сцепление, чтобы автомобиль уверенно набирал движение и так же останавливался. В плечевой зоне располагается шипы, больше похожие на звезду и направленные в разные стороны. Они отвечают за поперечное сцепление, чтобы машину не заносило.
Цепкий стартовый разгон, уверенное прохождение поворотов на небольшой скорости, заезд на шершавый снежный участок, вновь разгон, резкий тормоз и минимальный из трех участников тормозной путь. Что и требовалось доказать.
Хоккей в крытом треке
Зимние шины для Nokian Tyres – все равно, что Сергей Бубка для сборной СССР по легкой атлетике. Именно финны создали первую в мире зимнюю шину Kelirengas и произошло это в далеком 1934-м. Через 2 года завод в Нокиа выдал первую в мире легковую зимнюю модель – Lumi-Hakkapeliitta. С тех пор и объемы продаж выросли в разы, и производственные технологии ушли далеко вперед.
Основной испытательной площадкой для шин Nokian Tyres является полигон White Hell в заполярном Ивало. Он появился на карте в 1986 году, и «подвластные» ему 700 гектаров земли являются собственностью компании. На столь огромной территории расположено более 30 различных трасс для испытаний и более 100 км дорог с разными покрытиями. Есть даже крытый тоннель или, если хотите, длиннющий 300-метровый ангар. Залитый в нем лед не тает даже летом, когда в Лапландии так же, как и везде на планете, играет солнышко. Именно благодаря этому крытому треку, испытателям Nokian Tyres удается тестировать шины круглогодично. А в перерывах между заездами тест-пилоты балуют себя хоккеем. Финны же…
Травушка-муравушка
Летние шины проходят испытания на полигоне в Нокиа, городке, давшем название и компании, и продукту. Там можно протестировать почти все типы шин, там типовой асфальт для северных стран, тот, что с крошкой. Однако полигон имеет естественные ограничения, поэтому совсем недавно компания приняла решение проинвестировать в абсолютно новый Центр технологий. Он располагается в самом центре Испании, недалеко от Мадрида, в городке Санта-Крус-де-ла Сарса.
Ввод его в эксплуатацию намечен на конец 2020 года, а пока полным ходом идут работы по его строительству и обустройству. В прошлом году на полигоне было проложено 10 тестовых трасс. Территорию окружает большой овал протяженностью 7 км. Изюминка полигона – трек с накрененными виражами, на котором можно развивать скорость до 300 км/ч. Полным ходом идет возведение образовательного центра.
Но самое, пожалуй, интересное то, что на территории испытательного Центра ученые будут изучать растение гваюла. Нам это название мало что говорит. Суть же проста: именно его считают одним из возможных источников высококачественного натурального каучука, который, как все мы знаем, широко применяется при изготовлении шин. В настоящее время гваюла выращивается на опытных плантациях, и специалисты Nokian Tyres скрупулезно изучают его наряду со студентами местного университета.