Машины с пробегом покупают реже. Что ждет вторичный авторынок

Машины с пробегом покупают реже. Что ждет вторичный авторынок
Даже в кризисные времена рынок подержанных автомобилей «проседает» незначительно. Нынешний 2020 год стал исключением: за полгода в России было продано лишь 2,2 млн б/у легковушек, что на 12,9% меньше показателей прошлого года. В июне результат составил -8,3% по отношению к первому летнему месяцу 2019-го.

Машины с пробегом покупают реже Что ждет вторичный авторынок

 

Машины с пробегом покупают реже Что ждет вторичный авторынок

 

Машины с пробегом покупают реже Что ждет вторичный авторынок

 

Машины с пробегом покупают реже Что ждет вторичный авторынок

 

Машины с пробегом покупают реже Что ждет вторичный авторынок

 

Машины с пробегом покупают реже Что ждет вторичный авторынок

 

Машины с пробегом покупают реже Что ждет вторичный авторынок

 

Что продается на вторичном авторынке?

Лидирующую позицию на рынке занимают Lada. За полгода россияне приобрели 522,5 тыс. отечественных машин. Тем не менее, это на 16,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вторую строчку рейтинга занимает Toyota с показателем 251,1 тыс. перепроданных авто (-9,8%). Замыкает тройку лидеров Nissan. За 6 месяцев 2020-го под этим брендом было перепродано 126,4 тыс. машин, что хуже прошлогоднего результата на 11,2%. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».

По объему рынка на «Ладу» приходится 24%. Самой популярной моделью на вторичке в первой половине нынешнего года стала Lada 2114, которая разошлась тиражом 52,7 тыс. штук. Эта цифра на 18,6% меньше, чем в 1 полугодии прошлого года.

Также неплохо продаются на рынке подержанных автомобилей Hyundai и Kia. Однако и у корейских автопроизводителей за полгода результат отрицательный: 116,6 тыс. (-9,6%) и 112,5 тыс. (-5,5%) соответственно.

Почему падает спрос на б/у машины?

Как говорят специалисты, отрицательная динамика обусловлена, прежде всего, влиянием пандемии. Сервисы по перепродаже автомобилей с пробегом временно приостановили работу во втором квартале 2020 года из-за введения режима самоизоляции. К моменту, когда началось постепенное ослабление ограничительных мер, доходы многих россиян существенно снизились, поэтому спрос на покупку автомобилей уменьшился и, как следствие, снизилась прибыль перекупщиков.

Другая причина падения продаж подержанных машин – обвал рубля. В марте 2020 года цена на нефть снизилась до критической отметки: впервые кривая стоимости опустилась ниже нуля. Нефть обесценилась, а вместе с ней упала стоимость российского рубля на валютном рынке. А далее – инфляция, резкий скачок цен и снижающиеся доходы населения привели к замедлению продаж на авторынке.

Однако рынок подержанных автомобилей держится уверенно в сравнении с рынком новых автомобилей. В апреле 2020 года автодилеры зафиксировали падение продаж на 64% по сравнению с апрелем 2019 года.

 Владимир Желобов, директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» «
Снижение продаж автомобилей с пробегом связано не только с ограничениями, введенными из-за пандемии, но и с ростом цен на вторичном рынке в след за ценами на новые авто. Так, наиболее востребованные 3-5-летние авто прибавили в цене 3-3,5% за первое полугодие 2020 года, что привело к сокращению спроса на такие марки, как Toyota, Nissan, Hyundai, Kia, Chevrolet, Volkswagen, Renault, Ford и Mitsubishi. Несмотря на это, рынок авто с пробегом пострадал от пандемии значительно меньше, чем продажи новых автомобилей.
»

Владимир Желобов, директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр»

К чему приведет падение продаж на вторичном авторынке?

В связи с тем, что спрос падает даже на подержанные машины, встает справедливый вопрос: а не приведет ли все это затишье к снижению уровня автомобилизации? С одной стороны, это хорошо для экологии, развития альтернативных средств передвижения и изменения транспортной ситуации в мегаполисах. С другой – может привести к росту безработицы, поскольку в автомобильной сфере задействовано большое число населения.

Аналитики уверяют: бить тревогу рано. Основное негативное последствие падения продаж автомобилей с пробегом – увеличение средней стоимости транспортного средства на рынке. Другая возможная проблема – дефицит подержанных автомобилей, снижение количества сделок в дилерских центрах по программе «Трейд-ин». Таким образом, автодилеры рискуют потерять до 10% доходов. Кроме того, в России может замедлиться процесс обновления автопарка.

Алексей Тузов, независимый эксперт автомобильной отрасли «
Говорить об уменьшении автомобилизации в стране, на мой взгляд, преждевременно. Продажи люксовых авто сохранились на прежнем уровне и, скорее всего, будут стабильно расти в ближайшее время. Некоторые автомобилисты успели приобрести новые машины эконом и комфорт класса по сниженным ценам. Продажи на вторичном рынке начнут постепенно восстанавливаться. Те, кто желал поменять имеющийся автомобиль на машину с пробегом, возможно, повременят с покупкой, поэтому спрос начнет расти через несколько месяцев.
»

Алексей Тузов, независимый эксперт автомобильной отрасли

Что касается прогнозов по итогам года, специалисты не спешат их давать. Распространение эпидемии носит волновой характер, поэтому комментировать авторынок трудно. Неизвестно, будет ли вторая волна коронавируса и как она отразится на экономике страны. Очевидно лишь то, что ситуация на вторичном авторынке будет складываться благоприятнее, чем на рынке новых авто. Резкого скачка цен не будет, но и роста спроса в обозримом будущем не предвидится. Для того, чтобы отрасль восстановилась, потребуется приблизительно 2-3 года.

Доля дилерского сегмента в реализации авто с пробегом увеличится до 20%, а в ближайшие годы достигнет 25% всех продаж за счет освоения новых возрастных сегментов. Так, например, реализация автомобилей старше 10-12 лет сейчас практически не встречается у дилеров. Это, вероятно, изменится.

Вторичный авторынок тоже нуждается в помощи государства. На сегодняшний день справедливо было бы ввести послабления по уплате налогов для площадок и компаний, которые работают на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся сделками «Трейд-ин», могут упросить процедуру сдачи автомобиля, сделать более выгодные условия для владельцев и покупателей. Таким образом удастся увеличить доходы с продаж.