Такси и агрегаторы. Как защитить пассажиров?

Такси и агрегаторы. Как защитить пассажиров?
Пользователи такси привыкли к удобному сегодня формату: заказывать автомобиль можно с помощью приложения в телефоне. Большое количество агрегаторов и таксомоторных компаний позволяют устанавливать вполне лояльные тарифы. Но кто отвечает за безопасность пассажиров?

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Такси и агрегаторы Как защитить пассажиров

 

Агрегаторы — вне закона о такси

Еще несколько лет назад в Совете Федерации предлагали ввести ответственность для агрегаторов за вред, нанесенный пассажирам такси во время поездки. Однако законопроект так и не получил одобрения. Причина в том, что понятие агрегатора такси действующее законодательство Российской Федерации не знает. Пару лет назад предлагалось ввести штраф для агрегаторов до 500 тыс. рублей за передачу заказа лицам, не имеющим разрешения на такие перевозки и запрет на работу в такси иностранцам.

Верховный суд в своем Постановлении Пленума № 26 от 26 июня 2018 года указал, в каком случае агрегатор несет ответственность перед пассажирами. Таким образом, начался процесс регламентирования деятельности информационных сервисов.

Так, пассажир может предъявлять свои претензии исключительно к перевозчикам, поскольку агрегаторы не приобретают права и обязанности при заключении договоров фрахтования между пассажиром и перевозчиком. Реклама, переписка с клиентом, информация о сервисе и иные сведения дают клиенту возможность понять, что перевозка выполняется конкретным специализированным перевозчиком.

Обязанность по проверке состояния здоровья водителя, а также по проверке исправности транспортного средства на данный момент лежит на перевозчике. Такое распределение вполне логично, ведь водители являются работниками автопарков, а автомобили находятся в их непосредственном владении.

Что касается агрегаторов, то цифровые платформы действуют в рамках законодательства об информации и информационных технологиях. 

Куда обращаться с претензиями пассажирам?

Рядовому пользователю не всегда понятно, кому направить свои замечания по работе такси, и кто будет отвечать перед законом за ущерб, полученный при аварии. И это главный камень преткновения в законных отношениях между перевозчиками и информационными сервисами.

Сегодня ответственность за безопасность пассажиров в поездке непосредственно несет то лицо, которое их перевозит, — водитель, таксопарк. Переложить ответственность на другое лицо, если это не предусмотрено законом, невозможно. Профессиональная ответственность перевозчика в идеале должна быть застрахована, но сейчас пока даже оформить ОСАГО на автомобили такси проблемно. Вот здесь, как считают в сервисе «Максим», нужно наводить порядок.

А вот о возложении ответственности на агрегатора можно будет говорить в том случае, если обязанности агрегатора будут четко прописаны в законе и ДТП произойдет по причине неисполнения агрегатором своих обязанностей.

Павел Стенников, руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» «
Обязанность агрегатора — улучшать сервис, реагировать на обращения пользователей, содействовать разрешению спорных ситуаций. С нашим сервисом сотрудничают сотни тысяч перевозчиков. Это как крупные таксомоторные организации, так и индивидуальные предприниматели. Физически невозможно к каждому приставить представителя агрегатора для контроля водителей. Это ответственность перевозчиков как самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности. У агрегатора нет и не может быть законных полномочий вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Такой контроль — это исключительная функция органов государственной власти
»

Павел Стенников, руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»

Для пассажиров действует закон о защите прав потребителей. Работу водителей описывают нормативно-правовые акты в сфере таксомоторных перевозок. Сегодня и государственные информационные системы, и отраслевое программное обеспечение агрегаторов позволяют легко убрать или заменить архаичные нормы, касающиеся допуска водителей к осуществлению деятельности, контроля, администрирования налоговых платежей, на современные, удобные всем участникам рынка цифровые механизмы. Частично это уже произошло благодаря платформе ФНС «Мой налог» для самозанятых, с остальным пока сложнее.Правда, в Комитете по транспорту даже слышать не хотят про самозанятость, когда речь идет о водителях такси. В очередном пакете поправок в закон «О такси» это понятие, как и агрегатор, игнорируется.

В технологической цепочке такси агрегаторов пытаются приравнять то к перевозчикам, то к работодателям, то к отсутствующей в законодательстве сущности организатора перевозок. В новом законе о такси, по мнению специалистов, должно быть введено понятие службы заказа легкового такси (агрегатора) как информационного сервиса и зафиксирован факт, что он не является перевозчиком. Сфера ответственности информационного сервиса — это достоверность сведений о заказе, качество именно информационной услуги. А все претензии по поездке и перевозке багажа следует направлять к перевозчикам.

Как улучшить работу такси?

В России растет число серьезных аварий с участием автомобилей такси. Только за первый квартал 2020-го прирост ДТП составил 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главная причина — усталость водителей из-за регулярных переработок. Серьезная конкуренция на рынке привела к демпингу — минимальная поездка может обойтись пассажиру всего в 59 рублей. Низкие тарифы и комиссия агрегаторов вынуждают водителей работать практически круглосуточно.

Одним из предложений законодателей стало ограничение максимального количества легковых такси для каждого региона, но не меньше 30 автомобилей на 1 тыс. жителей региона. Перевозчики такую инициативу не одобрили. Это не только вынудит водителей работать еще больше, но и отрицательно скажется на стоимости поездки.

Илья Байко, операционный директор сервиса такси «ТаксовичкоФ» в Санкт-Петербурге «
Такое ограничение, в первую очередь, означает, что много людей потеряет работу, а это всегда плохо. Второе очевидное последствие – заметное удорожание такси, что уже не очень хорошо для пассажиров, которые привыкли к определенному уровню цен. Я за здоровую конкуренцию. «Таксовичкоф» всегда выступал и будет выступать за повышенные требования к перевозке пассажиров. Но нужно объективно оценивать текущую ситуацию. Реальность такова, что у населения не очень много денег – пандемия COVID-19 только усугубила и без того шаткое финансовое положение большинства наших сограждан. Поэтому остается только высокая конкуренция с низкими тарифами
»

Илья Байко, операционный директор сервиса такси «ТаксовичкоФ» в Санкт-Петербурге

А вот реально улучшить качество услуг, предоставляемых такси, могут ограничения для водителей. В проекте закона предлагается ввести аттестацию на знание улично-дорожной сети субъекта России, выдавшего ему разрешение на перевозку пассажиров. Кроме того, предлагается на законодательном уровне запретить работать в такси лицам с судимостью за убийства и изнасилования, а также иностранным гражданам. Наконец, обязать перевозчиков проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр дистанционно с помощью телемедицины и установить ограничения по времени работы.