Ученые поставили точку в споре, что чище: бензиновые машины или электромобили


Ученые поставили точку в споре, что чище: бензиновые машины или электромобили
С момента появления электрокаров их экологическая чистота постоянно ставится под сомнение. Противники электрификации автотранспорта выдвигают два серьезных аргумента, касающиеся выработки электричества для подзарядки и утилизации аккумуляторных батарей.

Эксперты Европейской федерации по транспорту и окружающей среде (T&E) провели масштабное исследование. 110KM.RU ознакомился с результатами и разобрался в вопросе. Ученые максимально полно сравнили выбросы в атмосферу, производимые машинами с ДВС и электромобилями на всех этапах их жизненного цикла, включая добычу нефти и выработку электроэнергии.

Ученые поставили точку в споре, что чище: бензиновые машины или электромобили


Мифы об электрокарах

Ученые поставили точку в споре, что чище: бензиновые машины или электромобили

Прежде всего, исследователи напомнили, про миф об условной чистоте электроэнергии. Противники электрокаров не спорят, что выбросы вредных веществ в атмосферу у таких автомобилей сведены к нулю. Но утверждают, что для выработки электроэнергии, необходимой для подзарядки аккумуляторов, электростанциям приходится сжигать больше топлива: угля, мазута или газа.

Этот миф неоднократно опровергался различными учеными. Во-первых, со временем растет доля электроэнергии, добытой из альтернативных источников: солнечных, ветровых и водных. Например, нефтегазовая Норвегия почти всю электроэнергию вырабатывает на своих ГЭС. Во-вторых, выхлопы автомобилей зависают низко над землей и существенно ухудшают качество вдыхаемого воздуха, тогда как площадь рассеивания высоких труб ТЭЦ значительно шире.

Ученые поставили точку в споре, что чище: бензиновые машины или электромобили

Второй миф касается аккумуляторных батарей. Утверждается, что добыча ресурсов для производства батарей так же вредна для окружающей среды, как и сжигание бензина. Но и это утверждение было опровергнуто.

Эксперты T&E сравнили так называемый «углеродный след» от производства аккумуляторов и от переработки нефти в бензин. Выяснилось, что аккумуляторные батареи электромобилей требуют значительно меньше сырья, чем задействуется в производстве автомобильного топлива.

Переработка

Кроме того, аккумуляторы не сжигаются в процессе эксплуатации, как бензин. Отработавшие свой срок батареи можно перерабатывать. В ходе этой переработки будет потеряно только около 30 килограммов металлов. Все остальное можно использовать повторно. По мере появления новых технологий для батарей будет требоваться меньше лития, кобальта и никеля. К 2035 году более пятой части лития и никеля и 65% кобальта, необходимых для производства новой батареи, будут поступать от переработки старых аккумуляторов.

Вместе с тем, добыча нефти и последующая переработка ее в бензин также являются чрезвычайно энергоемкими отраслями нефтяной промышленности. Получается, что бензиновый автомобиль, в среднем, «сжигает» (с учетом производства) за весь срок службы в 300 – 400 раз больше топлива, чем электрокар.