Фото: Т. Деменева
Фото: Т. Деменева
Фото: Т. Деменева
Фото: Т. Деменева
Фото: Т. Деменева
Фото: Т. Деменева
Как говорит Татьяна Деменева, автор проекта «СПбТурКит», «благоприятной ситуацией с удовольствием воспользовались активные и спортивные петербуржцы в дни карантина. Это еще экономия средств и времени на ожидании городского транспорта, интервал движения которого существенно увеличился. Действительно, зачем ждать и платить, если можно ездить по неотложным делам или в аптеку на велике? Некоторые горожане настолько освоились, что стали совершать спортивно-экскурсионные велопробеги по достопримечательностям Санкт-Петербурга».
Обилие велосипедов и самокатов в городе на Неве напомнило Татьяне Амстердам, правда, как она уточняет, «до его масштабов и уровня велоинфраструктуры нам еще далеко. Но позитивные сдвиги имеются».
В Северной столице существует сообщество «Велосипедизация Санкт-Петербурга», нацеленное на снижение интенсивности автомобильного движения в городе и создание удобной и безопасной велосипедной инфраструктуры. Еще в начале распространения пандемии COVID-19 лидеры движения почувствовали, что настал их «звездный час», и стали позиционировать велосипед как самый безопасный и эффективный вид транспорта для курьеров, врачей, волонтеров и простых горожан. В своих воззваниях они ссылаются на Всемирную организацию здравоохранения, рекомендующую велосипедные поездки как один из способов укрепления здоровья и сопротивляемости организма болезням.
В начале мая активисты велодвижения развернули в Сети общественную кампанию за велосипедный транспорт #covid19spb и выступили с инициативой создания карты временной велосипедной инфраструктуры на период пандемии. Представители велосообщества и бизнеса совместно с урбанистами обратились к президенту Путину и Правительству России с открытым письмом о важности поддержки велосипедного движения во время пандемии коронавируса и после её окончания.
В нем, в частности, говорится: «В отличие от общественного транспорта, велосипед позволяет минимизировать физические контакты с окружающими, одновременно обеспечивая умеренную физическую нагрузку, дефицит которой особенно остро ощущается в период социальной изоляции и может иметь негативные последствия для физического и психического здоровья граждан нашей страны. Для малоимущих слоёв населения велосипед является единственной возможной альтернативой общественному транспорту». Письмо подписали лидеры велоорганизаций более 30 регионов России.
А до этого, в середине апреля текущего года активисты движения направили очередную петицию «Примите дополнительные меры для защиты петербуржцев от COVID-19» губернатору Санкт-Петербурга А. Беглову. В ней предлагается разработать стратегию возвращения города к нормальному функционированию после окончания эпидемии с опорой на мировой опыт и научные данные.
Активисты приводят примеры конкретных решений в Москве и других городах России и Европы, хорошо зарекомендовавшие себя: «Так, мэр Нью-Йорка Билл де Блазио призвал жителей пользоваться велосипедами для поездок на работу. Министры здравоохранения и труда ФРГ рекомендовали гражданам использовать велосипед как наиболее полезный для здоровья вариант для поездок. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон разрешил британцам заниматься спортом, в т. ч. ездить на велосипеде, при условии соблюдения социальной дистанции. Велопрокат в Москве начнёт работу раньше запланированного. Им смогут бесплатно воспользоваться врачи и волонтеры.
Своими обращениями петербургские велоактивисты хотят убедить власти начать работу по созданию национальной стратегии развития велосипедного движения в России, так как это может оказать положительное влияние на экономику и систему здравоохранения, улучшить экологическую обстановку в городах, сделать их более устойчивыми к будущим вызовам.