Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

В старинном Гдове, самом северном городе Псковской области, пожалуй, две основные достопримечательности – крепостные стены (вернее, то, что от них осталось) да установленный на постаменте у музея истории края трактор СХТЗ — 15/30 — первенец советской промышленности.

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото: vk.com/gdovkrai

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото: vk.com/gdovkrai

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото: vk.com/gdovkrai

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото из открытых источников

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото из открытых источников

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото из открытых источников

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото из открытых источников

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото из открытых источников

Знаменитый гдовский трактор СХТЗ 1932 года выпуска приведен в порядок

Фото из открытых источников

«Мы его сюда поставили, мы за ним и ухаживаем. Шефы», – улыбнулся Владимир Андреев, работник дорожной организации «Гдовдорстрой».

Почётно быть шефами старинного трактора, который перепахал тысячи гектаров гдовской пашни в послевоенные времена. Его хозяин Яков Семёнович Фотькин из деревни Заклинье Полновской волости рассказывал, что этот трактор поступил в МТС в 1948 году с Московского вагоноремонтного завода, и механизатор работал на нём в весеннюю страду иногда сутками без перерыва.

Потом, когда трактор списали по старости, а Якова Семёновича отправили на пенсию, эту технику оставили ветерану. Можно сказать, подарили. И два «списанных» друга не оставались без дела. Пока были силы и здоровье. А в 1981-м, когда Гдов отмечал 550-летие, и в городе открывалось профессиональное училище, Яков Семёнович, которому шёл уже восьмой десяток лет, своим ходом пригнал легендарную машину в Гдов – как памятник труженикам сельского хозяйства.

Сейчас трактор стоит на пьедестале возле Гдовского музея истории края. Что называется, на почётном месте в центре города. Его устанавливали здесь работники «Гдовдорстроя». А вчера Роман Спиридонов и Владимир Андреев почистили и подкрасили ветерана.

На табличке, которую читают многие гдовичи и гости города, написано: «Трактор-ветеран СХТЗ выпуска 1932 года сохранён в рабочем состоянии старейшим трактористом Фотькиным Я.С. (д. Заклинье)».

Откуда что пошло…

Трактор создавался как основное средство для механизации сельского хозяйства в 1930-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов американский «Интернешнл — 15/30». Работая над созданием СХТЗ 15/30, конструкцию заокеанского прототипа изменили применительно к отечественным условиям, стандартам и материалам.

Для производства тракторов в короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода — Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100 000 ед. в год.

Трактор СХТЗ 15/30 имел классическую компоновку с рамным остовом. Мощность двигателя составляла 31,5 л.с. (23 кВт). Эксплуатационная масса – 3 000 кг. Число передач вперед/назад — 3/1. Диапазон скоростей движения вперед — 3,5 — 7,4 км/ч.

Данный трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 1930-1940-е годы. Он использовался преимущественно для работы с 2- и 3-корпусными плугами и другими сельскохозмашинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. В общей сложности в СССР было произведено 390 500 СХТЗ 15/30.